Каратыгин о преемственности Скрябина от Чайковского:
"Ранняя и средняя фазы развития его (<Скрябина>) таланта невольно заставляют вспомнить о Чайковском. По своим тяготениям к яркой эмоциональности, по субъективизму музыки, по строю своей творческой души, стремящейся положить в основу рождаемого ею искусства лирико-драматический пафос, Чайковский и ранний Скрябин близки друг другу. Они, что называется, выпечены природой из одного и того же музыкально-психологического теста. Сравнение опять-таки не должно выводить из пределов самых общих очертаний; иначе различия выступят, пожалуй, с большею отчётливостью, чем сходственные черты. Конечно, первые не менее интересны и характерны, чем последние.
Несомненно, что в Чайковском можно в известном смысле видеть предтечу Скрябина, ибо творчество и того и другого композитора лежит в плоскости субъективно-лирического пафоса, которая в значительной мере контрастна по отношению к большей части русского музыкального творчества третьей "националистической" эпохи в истории нашей музыки, контрастна тем более, что и Чайковский и, ещё определённее, Скрябин в связи с субъективизмом проявляли в искусстве своём денационализационные тенденции. И Чайковский и Скрябин — европейцы, в особенности последний, так мало зависящий от "новой русской школы", что зависимость эта едва может быть прослежена и ясно формулирована".
Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки