ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Асафьев о генезисе русской композиторской школы:

"Отталкиваясь от интонационно-рационалистической эстетики исполнения, докатившейся до России, но сложившейся, повидимому, во Франции в эпоху энциклопедистов и, параллельно и с несколько большим нюансом чувствительности («зори романтики»), в Англии,— отсюда и оттуда её чутко воспринял и трансформировал Моцарт,— Глинка чутко ощутил её в стиле игры Фильда и противопоставил не уходящее, а упорное, жизненное в ней — романтическому «беспорядку» и эффектности «звуковых шумов» листианства, в чём отчасти был повинен и сам глава направления Лист. Но на его стороне было преимущество: динамизм и завоевание пианизмом симфонической мысли. На стороне Фильда — Глинки высокое право суровой классической разумности, требовавшей смыслового художественного ОПРАВДАНИЯ каждого интонационного мига, отчёта и учёта каждой капли звука в длящемся потоке.

В сущности сюда клонит и эстетика шопеновского пианизма с её культом сугубо фортепианно-рационального голосоведения, исходящего не от показной пышности салона и не от фейерверков педально-комплексной игры, а от эмоционально-чуткой и внутренне содержательной интонационной сферы, но, конечно, далеко уже отстоящей от фильдовско-простодушной мечтательности".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте